Битва при Энглфилде, или как Этельвульф сражался с викингами.
- Викинги (7+7 очков) (Артём Бережецкий, Станислав Чернобровкин) и Йомсвикинги (Григорий Гуслицков) (4 очка)
- Англосаксы (6+6+6 очков) (Артур Пятница, Кирилл Вильдяев, Андрей Рейхерд)
- Клуб Бренник, Москва, м. Новослободская
Викинги |
Саксы ждали их и сразу вышли навстречу. Их вёл знатный воин Этельвульф и другие элдормены.
Язычники выстроились в линию, саксы встали против них. Этельвульф встал в центре. С ним были лучшие бойцы и великий воин Дегмунд.У викингов были большие отряды по 12 воинов (Вот зачем варбанды на 7 очков!) Их стена их щитов выглядела внушительно. Перед боем Этельвульф ёрзал в седле и всё время оглядывался, словно ища что-то. Сигвальд стал успокаивать его: «Ты великий воин, побывавший во многих битвах…» - начал он. Элдормен повернулся и растерянно произнёс: «Сигги, я знаю… но… где же мы будем их всех хоронить?». «Нам нужна очень большая канава», - быстро сообразил скальд. Тут другие элдормены и знатные тэны поклялись, что выделят достаточно людей для рытья такой канавы. Военачальник повеселел, спешился и стал готовиться к битве.
Бой за термы (Hard Cover посередине поля) |
Здесь следует напомнить
безусой молодёжи и юнцам о правилах сражений «Эпик». В начале раунда сторона
англосаксов распределяет жетоны с номерами 1,3,5 трем армиям викингов. Таким
образом саксы устанавливают, какая армия викингов будет ходить первой, а какую
заставить ходить в конце раунда. Викинги также раздают номера 2,4,6 армиям
саксов. Да, какая-то армия саксов будет ходить самой последней. Номера
распределяются заново каждый раунд.
Ты спросишь, как
победить? Если коротко – вынести ногами вперед две армии противника из трёх.
Для этого нужно уничтожать отряды. При потере отряда, армия проходит тест на
мораль (бросая кубики, а как ещё?). Если тест провален, то армия, хоть и
остаётся в бою, но считается дезорганизованной.
Чем больше потери, тем тяжелее пройти тест. Когда вторая армия в войске не
проходит тест, начинается общее отступление, иногда перетекающее в бегство.
В эпичной битве
варлорд умеет воодушевлять бойцов. Для этого в начале боя у него есть «очки
воодушевления» (inspiration points) в количестве 9 штук. Их можно тратить в фазу приказов или
реакций (Orders и orders/reactions). Воодушевляющие приказы могут добавить кубов атаки,
дать отряду +1 к броску кубов защиты, успешный тест на мораль и прочее. Стоит
такое воодушевление от 1 до 4 очков. Очки воодушевления понемногу
восстанавливаются каждый ход.
Вид со стороны язычников. В центре позиции — Этельвульф. |
Завязка
В бою за термы Этельвульф одолел викингов, им пришлось отступить. Один из их отрядов уменьшился до критических 4х человек. Но в ходе этих стычек вожди армий потратили почти все очки воодушевления, и вторую половину игры все сидели на «голодном пайке». Как это было: приказ воодушевления «дать отряду, который сомкнул ряды, +1 на броски кубов защиты» стоит 4 очка, а ушлые викинги просто не нападают или нападают на другой отряд! «Никакого понятия о чести! - возмущался Сигвальд Голосистый. – При Рагнаре Кожаные Штаны такого не было!»
Англосаксы отстояли римские бани |
Справа ярл Сидрак не мешкал. Он повёл большой отряд йомсвикингов (12 воинов) на ряды англосаксов. Варвары врубились в отряд новобранцев и опрокинули его. Магенред, вождь саксов, стоявший здесь со своими людьми, ответной атакой загнал язычников в болото.
Вот это поворот
Дальше произошел один из ключевых моментов битвы. Ход был у викингов в центре. Их возглавлял ярл Кетиль. Он готовил страшный удар — это было понятно самому тупому парню в шилдволле - вся доска была заряжена кубами. Вот только куда ударят викинги не знал даже мудрый Этельвульф.
Лучники на острие
Неудачу справа нужно исправлять успехами на других участках поля. Слева активно действовал Эофер Серый Хряк. Его лучники положили два залпа в отряд воинов. Оставшаяся четверка викингов поспешила убраться за лес, от греха подальше (4+ воина дают 1 куб саги). Северяне ответили тем же: их лучники подошли к кромке леса и выпустили стрелы по фирду Бедфордшира.
Крестьяне вколачивают 12 атак в лучников |
Рывок
В центре Этельвульф (чьи отряды каждый раз ходили последним в раунде – так боялись его вожди викингов) замыслил смелый план. Он заложил кубы на дальний рывок свежего отряда новобранцев. Целью была четверка воинов в глубине строя викингов. Уничтожить отряд и заставить противника проходить тест на мораль – цель дерзкой атаки.
Крестьяне дерутся как воины (CALL TO ARMS). Но этого мало чтоб свалить 4х бондов. |
В следующем раунде вожди Викингов собрались на совет, умело расставили кубы на доске приказов и за две атаки разобрали этот залётный отряд саксов. Вот как это было (слушай и мотай на ус. Или на бороду): Саксы сидели в руине с двумя маркерами усталости. Первым атаковал варлорд, чтоб навесить третью усталость. Вторым темпом накатили 11 воинов, раскачанные до 20+ атак. За счет усталости уменьшили броню саксов до 4-1-1=2 (меньше двух нельзя). Кинули ведро своих кубов атаки на 2+, да еще потом перебросили то, что не попали. Скорее всего они попали всё (издалека в суматохе боя не видно). Чтоб отсейвить столько хитов даже на 4+ нужна большая удача.
Развал
А что же справа? Если потеря отряда лишь пошатнула правый фланг саксов, то теперь йомсвикинги принялись его разваливать. Ярл Сидрак с двуручным топором наперевес крошил беззащитных лучников, а его подельники рубили остатки фирда. Боже, больно смотреть!
За двумя зайцами
Дело приняло скверный оборот, Магенреда нужно было спасать.
Этельфульф объявил план «Вилы». Чтоб пырнуть викингов сразу в двух местах!
Смекаешь?
Ветераны ринулись на ярла Кетиля, главаря всей разбойничьей армии. Им пришлось совершить долгий рывок, поэтому в бой они пришли с «усталостью». И тут снова не хватило напора и натиска, чтоб отправить ярла в чертоги Одина, где ему и место. «Да чёрт бы тебя побрал! - Этельвульф сорвал с себя шлем и швырнул его об землю. - Парни, и вы туда же?»
А чёрт его знает! Отряд с усталостью, варлорд тоже. Сомкнуть ряды, вот этот вот всё…А чтоб свалить варлорда, надо пробить четыре. Призрачные шансы. Может в этом случае Этельвульф погнался за двумя зайцами? Как знать…
Зачистка
Вот только пожар на правом краю потушить не удалось. Наоборот, вождь йомсвикингов Сидрак вошёл в раж, и самоотверженно крушил черепа секирой. Лучников он порубил всех до одного. И тут полки Магенреда на выдержали – дрогнули, тест на мораль не пройден, значит. Поникли драконы на древках.
Сидрак в деле |
Ярл не был готов к такому повороту, и его подняли на копья. Его армия, удручённая потерей командира, тут же провалила мораль-тест. «Этот йосмвикинг хотя бы не сидел в руинах весь бой, - заметил Этельвульф. – Пожалуй, выроем ему отдельную канаву».
Время героев
По одной армии с каждой стороны уже дрогнули. Следующий провал теста на мораль означал поражение.
Три усталости на Гуннаре, а он не сдох. Дважды. |
Двенадцать воинов углубились в лес, и в чаще раздались звуки боя, крики, треск щитов. Воины вернулись к опушке ни с чем, их было уже десять. Эофер еще раз послал бойцов в атаку. И снова они вернулись без победы. Ввосьмером. Четверо остались лежать среди деревьев и папоротников.
19 атак по измотанному герою, а потом ещё 10. Датский исполин выстоял. Видимо, Господь не даровал удачи саксам в этот день.
Последняя попытка
Войска Эофера оказались в очень скверном положении. Ответный ход викингов будет, скорее всего, фатальным для отрядов левой руки и для всей армии англосаксов. Вождь Магенред справа решил использовать маленький шанс на победу – посреди поля стоял недобитый воин викингов. Одна атака в ход для деморализованной армии позволяется.
(Чтоб провалить тест нужно было кинуть 5+ на обоих кубах. И ярл почти с этим справился. Как-то кубик там в конце зацепился, перевалился и одна четверочка все-таки выпала)
Расплата
И вот, на левом краю хирдманы викингов пришли за расчетом: настала пора англосаксам расплатиться за неудачную схватку с героем Гуннаром. Первым делом дружинники ярла зарубили последнего бойца из ополчения. Викинги имели возможности развить дальше свой успех, но этого не потребовалось – англосаксы Эофера провалили тест на мораль.
Финал |
Выводы
Некоторые мысли по
стратегии и тактике:
Рывки саксов на 3
дистанции М за счет UNISON хороши для контратак и
неожиданных ударов по слабым местам противника. Против плотных построений и
тяжёлых отрядов противника таким ударам не хватает мощи. Помощи ждать неоткуда
– отряд слишком отрывается от своих собратьев. Чтоб одновременно подвести
остальные отряды не хватает кубов.
Очкам воодушевления
можно найти лучшее применение, чем прикрывать своих лучников. Тот же Hold the Line (дает отряду resilience(2)) можно играть в наступательной комбинации.
Выдвинутый вперёд отряд получит resilience(2), и выдержит
ответные атаки противника, а в следующий ход накатит вторая линия саксов. Для
этого надо лучше планировать наступление.
Йомсвикинги |
Эпично! Фигурки и тиррейн - высший класс!
ОтветитьУдалитьТоповая игра в Москве. Не максимум, но близко к нему. По фигурам, росписи, террейну, участникам.
УдалитьСобираемся на вторую часть :)